Патронатное направление

Целью воспитательной системы Государственного (областного) бюджетного учреждения "Боринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству" является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Однако решить такую задачу достаточно сложно.

Почему жизнь в детском доме затрудняет социальную адаптацию детей-сирот? Среди причин можно выделить несколько:

  • жесткий режим и замкнутость жизненного пространства;
  • четко-заданные социально-ролевые позиции ученика и воспитанника;
  • дефицит образцов социального поведения;
  • постоянная жизнь в коллективе, отсутствие личного пространства и широких связей.

В итоге социализация воспитанников затрудняется, и у выпускников учреждений господдержки в той или иной степени проявляются следующие черты:

  • иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;
  • трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;
  • инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
  • перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения. 

Патронатное направлениеВоспитание процесс социальный. Социальная микросреда важнейший и во многом определяющий фактор этого процесса. Одним из путей социализации является ролевое поведение личности. Через социальные роли человек понимает общественные нормы и ценности, приобретает жизненный опыт. У детей-сирот представления о содержании социальных ролей искажены. Прошлая их жизнь в неблагополучных семьях сформировала неверные представления о семье, о родителях, а современная жизнь в детском доме не дает достаточно знаний для выработки правильного понимания настоящих и будущих социальных ролей. Мы глубоко убеждены, что для успешной социализации нужно включать наших детей в различные виды отношений не только в учебе, игре, общении, но и в практической деятельности, дав им возможность самим пережить конкретную жизненную ситуацию. Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус, но если его не научить жить в семье, такой человек не состоится как личность и потеряется в жизни.

Коллектив детского дома с 2000-го года в своей работе использует форму краткосрочного пребывания в семье, организуя семейный отдых воспитанников в летний период. Под краткосрочным понимается пребывание ребенка-сироты в семье на период выходных, праздничных и каникулярных дней (от одного дня до трех месяцев).
Дети устраиваются на три летних месяца в семьи в следующих целях:

  • для организации летнего отдыха в семье;
  • для подготовки к самостоятельной жизни;
  • с целью дальнейшей опеки, усыновления.

Краткосрочное пребывание воспитанников в семье помогает нам решать следующие задачи:
создать у детей представление о том, как должны строиться взаимоотношения в семье, как распределяются домашние обязанности, ведется подсобное хозяйство, из чего складывается семейный бюджет, и как он распределяется;

  • расширить у детей социальные связи и отношения с окружающим миром;
  • повысить самооценку детей, развить индивидуальность, активизировать жизненную позицию и инициативность;
  • подготовить детей к решению социально-экономических задач;
  • формировать у воспитанников нравственно-половые и семейно-бытовые установки.

Отправлять сирот на летний отдых в семьи в детском доме стало вполне обычным делом, но в начале была проведена большая работа по выявлению и привлечению семей, которые могут осуществлять воспитание детей-сирот. Каким требованиям должна отвечать такая семья? Это:

  • авторитет среди жителей села;
  • благоприятный внутренний микроклимат;
  • хорошие жилищные условия;
  • стабильное материальное положение;
  • желание помочь детям.

Перед тем как передать ребенка собираются характеристики, и проводится обследование жилищно-бытовых условий семьи. Основанием для отпуска воспитанников является заключение органа опеки и попечительства.
Чтобы оказать помощь семьям, администрацией и специалистами детского дома разработаны соответствующие рекомендации, а также права и обязанности сторон. Рекомендации даются как в индивидуальном порядке, так и на общем собрании семей, которое проводится ежегодно в конце мая. На собрании обязательно присутствуют все специалисты детского дома и представители органа опеки и попечительства Липецкого района.

Для проведения мониторинга и оказания социально-педагогической помощи в детском доме создана специальная комиссия. В комиссию вошли администрация детского дома, педагог-психолог, социальный педагог и наиболее опытные воспитатели. Комиссия посещает семьи не реже одного раза в месяц и отражает условия жизни детей в актах обследования.

Количество детей, передаваемых в семьи на летний отдых, колеблется в пределах 25 - 40% от общего число воспитанников. В самом начале наибольшее количество детей устраивалось в семьи жителей села и сотрудников детского дома. За последние годы картина изменилась: возрос процент детей, отдыхающих у родственников.количество детей, устроенных на отдых в семьях

Достаточно высокий процент устройства детей на летний отдых в семью связан, как мы думаем, с тем, что детский дом находится в сельской местности. Социальное расслоение на селе выражено в меньшей степени, отношения между людьми более открытые. Большое значение имеет хозяйство, частный дом, огород. Адаптироваться в таких условиях, научиться жить вместе детям и приемным родителям намного легче, чем в тесной городской квартире.
Почему семьи приглашают детей на отдых? Мы проанализировали причины и сделали вывод, что это:

 

  • желание реализовать родительский потенциал у тех, чьи дети уже выросли;
  • желание иметь более одного ребенка в семье;
  • последующая опека и усыновление;
  • самореализация через благотворительность.

Исходя из интересов и потребностей ребенка в общении с родными и близкими людьми, большое внимание мы уделяем работе с родственниками воспитанников. Так как после 18 лет большая часть детей возвращается в кровные семьи, то очень важно обеспечить связь ребенка с семьей.
Анализируя результаты эффективности пребывания детей в семьях, мы пришли к следующим выводам:

  • улучшилось физическое и психическое здоровье детей;
  • повысилась самооценка и уровень коммуникативных способностей;
  • сократились случаи проявления негативного поведения у детей с невротическим статусом;
  • снизился уровень тревожности;
  • значительно улучшился морально-психологический климат в детском коллективе;
  • расширился кругозор воспитанников, пополнился запас знаний об окружающем мире.

Количество воспитанников на диспансерном учете

Например, бывшая воспитанница детского дома Чуносова Катя раньше часто пролечивалась в областной психо-неврологической больнице. На протяжении ряда лет девочка проводила летние каникулы в гостевой семье. После этого у девочки значительно улучшилось поведение, и теперь она не имеет серьезных неврологических срывов. В настоящее время Катя закончила ПУ № 18 п.Частая Дубрава и работает в г. Липецке.

Крылов Александр так же несколько лет проводил лето в семье сотрудников детского дома Федоровых Ольги Владимировны и Сергея Владимировича. Мальчик значительно улучшил свои результаты в учебе, отличался хорошим поведением и трудолюбием. С помощью Ольги Владимировны и Сергея Владимировича Саша готовился к выпускным экзаменам в школе. Сейчас он закончил ПУ № 2 г. Липецка, и также работает в г. Липецке. В этой же семье проводила свои выходные и каникулярные дни воспитанница детского дома Аулова Екатерина, которая в настоящее время обучается в Медицинской академии г. Воронежа.

Есть и еще один самый главный важный результат нашей работы. За эти годы в замещающие семьи устроено 89 детей, что составляет целый детский дом.

Данный опыт показывает, что необходимо программно-методическое обеспечение процесса воспитания детей в замещающих семьях. Это будет способствовать реализации потребности, как детей, так и родителей, а также поможет предотвращению случаев отказа от детей, принятых на воспитание в семью, из-за возникающих трудностей и кризисных ситуаций.