Военно-патриотическое воспитание

Военно-патриотическое воспитание, как одно из средств социализации воспитанников детского дома

Смена политического строя, утрата Россией статуса супердержавы  оказали сильное влияние на самооценку нашей нации. Еще совсем недавно было не модно говорить о любви к своей Родине. Но попробуем представить себе государство, народ которого не испытывает чувства любви к своей земле, своей Отчизне. У такого государства нет будущего.

Именно поэтому готовность к служению России и своему народу является  необходимым условием прогресса российского общества. Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм.

Патриотизм – это явление социальное. И как всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию. Сущность и содержание патриотического воспитания были определены в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель патриотического воспитания - формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Обратившись к словарю, мы узнаем, что патриот (от греческого «земляк, соотечественник») – это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и действующий во имя Родины.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации отражено, что патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности.

Если перевести патриотизм на личные качества человека, то это:

  • любовь к большой и малой Родине;
  • готовность выполнить конституционный долг;
  • социальная и религиозная толерантность;
  • общественно значимые поведение и деятельность.

Вместе с тем, патриотическое воспитание детей помимо  формирования социально значимых качеств направлено на достижении других целей воспитательного процесса – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как субъекта деятельности.

Социализация детей, как процесс становления человека полноценным членом общества формирует систему ценностей личности.

Мы убеждены, что патриотическое воспитание – это формирование в ребенке приверженности важнейшим духовным ценностям.

Государственное (областное) бюджетное учреждение "Боринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и содействия семейному устройству" было открыто, как Боринский специальный  детский дом 10 ноября 1943 года в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 20.08.1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов» и Приказом Народного Комиссара Просвещения РСФСР №99 от 24.08.1943 года «Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, специальных детских домов».

В настоящее время в детском доме воспитываются дети из неблагополучных семей.

Особенность социализации наших воспитанников заключается в том, что семья заменяется учреждением, а сами дети имеют негативный жизненный опыт. В связи с этим воспитанникам детского дома сложнее войти в самостоятельную жизнь и стать полноценными членами общества.

Наша задача помочь каждому воспитаннику стать гражданином и патриотом своей страны.

Чтобы справится с поставленной задачей, мы используем в работе следующие направления:

  1. военно-патриотическое воспитание;
  2. героико-патриотическое воспитание;

Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания, ориентированная на формирование у детей глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за русское оружие, уважение к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.

Ожидаемыми результатами являются:

  • воспитание чувства гражданственности и любви к большой и малой Родине;
  • формирование у детей уважения к российской армии;
  • воспитание патриотических чувств;
  • повышение престижа военной службы;
  • формирование готовности к защите Отечества и службе в российской армии;
  • повышение интереса у детей к военной истории Отечества, воспитание и развитие чувства гордости за свою страну.

военно-патриотическое воспитаниеВ вопросах военно-патриотического и героико-патриотического воспитания у детского дома имеется положительный опыт сотрудничества с Липецким авиацентром и воинской частью № 44 557. За 14 лет общения и  дружбы сложилась система совместной работы. Активно применяются формы коллективного патриотического воспитания, проводятся военно-спортивные игры и мероприятия военно-шефской работы. Ежегодно в план совместной работы включаются: военно-спортивная игра «Зарница», экскурсии на аэродром и в тренажерный центр, посещение музея авиацентра, соревнования по футболу и волейболу с военнослужащими, концерты для солдат ко Дню защитника Отечества и Дню победы, встречи с интересными людьми, посещение авиа-шоу.

Воспитанники детского дома, как мальчики, так и девочки стремятся участвовать во всех перечисленных мероприятиях. Общение с военнослужащими, участие в экскурсиях, концертах воспринимается как поощрение. Дети стараются улучшить свое поведение, повысить успеваемость в школе.

летный костюмНаиболее интересны и познавательны мероприятия, проводимые на территории авиацентра и аэродрома. Наши воспитанники не раз бывали в расположении части, имеют представление о том, как живут солдаты в казарме,  пробовали солдатский обед, держали в руках настоящее оружие. Дети знают о том, что самолет на аэродроме называется «бортом», даже сами сидели в кресле пилота и примеряли лётный костюм.

 На тренажере они совершали учебные полеты. Знают, сколько весит, и как выглядит парашют, что с помощью катапульты в экстремальной ситуации можно покинуть самолет, и какие перегрузки в этот момент испытывает летчик. Знают, что каждый вылет самолета обеспечивается слаженной работой большого количества специалистов и служб, а руководство полетами осуществляется из центра управления. Воспитанники сами наблюдали за полетом самолета на экране локаторов. То есть дети имеют представление о сложной жизни аэродрома от работы обслуживающего персонала до руководства полетами.

авиашоуОсобый восторг вызывает авиа-шоу, которое ежегодно проводится в День Военно-воздушного флота. Дети испытывают чувство гордости за мастерство военных летчиков, за мощь и совершенство нашей боевой техники, за свою страну и ее боевые традиции.

Особенно хочется отметить наши посещения музея авиацентра, где собраны материалы об истории его создания, героическом прошлом и настоящем, о людях посвятивших свою жизнь авиации. В стенах музея произошла встреча с дочерью маршала Жукова, во время которой она рассказала детям о своем отце, подарила его портрет и пожелала ребятам стать достойными защитниками своего Отечества.

Подготовка к концертам для военнослужащих занимает важное место в работе по патриотическому воспитанию. В это время улучшается дисциплина, дети с большой охотой посещают репетиции в детском доме и занятия в школе искусств. В кружках для солдат и офицеров воспитанники готовят подарки. Даже пассивные дети становятся активнее и принимают участие в подготовке. 

товарищеский матч по футболуТоварищеские матчи с военнослужащими по футболу также пользуются у воспитанников большой популярностью. Эти матчи стимулируют у детей стремление к занятиям спортом и физкультурой, желание стать более сильным, ловким и умелым.

Эти же задачи, но в более широком масштабе решает военно-спортивная игра «Зарница». Условия проведения и программу игры разрабатывают офицеры Липецкого авиацентра. 

Они же руководят ее ходом, оценивают результаты и проводят награждение победителей. В программу игры входят: строевая подготовка, силовые упражнения, стрельба по мишени, ориентирование на местности, разведение костра, установка палатки, оказание первой медицинской помощи и транспортировка раненого. Завершается игра награждением, большим костром и солдатской кашей.

Военно-патриотическая игра "Зарница". Разведение костраВоенно-патриотическая игра "Зарница. Подведение итогов

Подводя итоги работы за истекшие четырнадцать  лет, можно выделить следующие положительные результаты:

  1. Военная служба стала более престижной в глазах наших воспитанников. Два воспитанника поступили в кадетский класс и трое в кадетский корпус. Из них один воспитанник продолжает обучение в высшем военном училище и двое, после присвоения офицерского звания направлены в часть для прохождения дальнейшей службы.
  2. Ребята не боятся проходить службу в рядах российской армии.
  3. Воспитанники гордятся боевым прошлым страны и испытывают чувство уважения к офицерскому корпусу России.
  4. Дети занимаются краеведением, а также у них активизировался интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.
  5. Дети знают и с уважением относятся к государственной символике, знакомы с воинскими ритуалами.
  6. Улучшились спортивные результаты. Повысился интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств. Воспитанники успешно (как мальчики, так и девочки) тренируются в секциях вольной, греко-римской борьбы и бокса, занимая призовые места в соревнованиях различного ранга. Дети активно участвуют в соревнованиях и по другим видам спорта.
  7. Повысилась успеваемость в школе. Увеличилось количество воспитанников поступающих в средние и высшие учебные заведения.

Патриотическое воспитание обладает большим потенциалом в плане социализации воспитанников детского дома, помогая им стать полноценными гражданами нашего общества.